Игротерапия и арттерапия
Игротерапия и арттерапия
Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
<strong>К основным задачам игровой терапии специалисты относят:</strong>
– облегчение психологического страдания ребенка;
– укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;
– развитие способности эмоциональной саморегуляции;
– восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»;
– коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»- концепции;
– коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.
Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:
– Реалистические игрушки.
– Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств.
– Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения.
С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения психического самочувствия (повышении самооценки), коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого воспитателя в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).
В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых наставник активно участвует в игре ребенка, а дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.
Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.
В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации. В домах ребенка наиболее эффективны игры с сюжетом на бытовую тему: «Кукла заболела», «День рождения» и т.д.
Психотерапевтическую направленность носят строительные игры, игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т.п. деятельности.
Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей. В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей.
В центре “Созвездие добра” взрослый наставник не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится:
а) организовать атмосферу взаимопонимания, эмоционального сопереживания ребенку и передачи ему этого отношения;
б) обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;
в) установить ограничения в игре.