Биоэнергопластика
Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.
И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.
Задачи использования биоэнергопластики:
1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
3. Развивать координацию движений;
4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей.
Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
«Живые перчатки»
Пособие применяемое в работе по технологии биоэнергопластика.
В «Живых перчатках» дети видят любимый персонаж и, надев их на руки, весело выполняют знакомые упражнения для пальчиков, играют в словесные игры на развитие пространственных представлений, сочиняют перчаточные игры-сказки, выполняют содружественные движения рук и органов артикуляции.
Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.
Таким образом, биоэнергопластика:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.